Дистрибуция Hi-Fi и
AV-техники в Беларуси

Акустическая система Jamo R909 (DVD Expert № 2 2006)

21 февраля 2009, 15:29

Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт", февраль 2006, www.dvdexpert.ru

Акустическая система Jamo R909

«Новый флагман датской акустической компании Jamo дебютировал на берлинской выставке IFA-2005. Возможно, не все посетители разглядели в разноцветных «плоских» колонках конструкцию класса HighEnd, но нас такой маскировкой не обманешь...

ОПИСАНИЕ
Акустика, которую создает в последнее время компания Jamo, никак не назовешь обычной. В каждой модели — своя изюминка: хитрое расположение динамиков, экстравагантный внешний вид, уникальные характеристики... Но даже в свете этой тенденции невозможно сохранить спокойствие, глядя на флагманскую напольную пару: перед нами не какие-то тривиальные корпусные громкоговорители, а редчайшие открытые колонки. Редчайшие — потому что никто не берется за конструирование открытых АС типа «акустический экран», справедливо считая эту овчинку не достойной выделки. Все дело в том, что нельзя получить обеспечиваемый экраном весомый прирост в качестве звучания, не решив предварительно великое множество проблем. Первая и самая главная неприятность — акустическое «короткое замыкание» на низких частотах, что неизбежно для данной конструкции. Дабы излучение фронтальной части динамика не компенсировалось противофазным тыловым излучением, нужен такой экран, радиус коего был бы больше, чем длина волны. Давайте прикинем: 100 Гц — это 3 с половиной метра! Думается, комментарии излишни — ведь со снижением частоты длина волны растет...
Избавиться от «короткого замыкания» можно только в лоб — значительно увеличивая площадь излучателя и доводя собственную чувствительность динамиков до космических значений. Сказано — сделано. В нижней части каждой колонки Jamo R909 установлены две гигантские (по 380 мм!) «шляпы» со сверхлегкими диффузорами из непрессованной бумаги, отлично сопротивляющейся изгибным колебаниям. Понятно, что конструкция этих динамиков в корне отличается от традиционных головок, рассчитанных на фазоинверсное или закрытое оформление АС: их собственная резонансная частота значительно ниже, а кроме того, они обладают крайне низкой добротностью. В результате чувствительность каждого НЧ-динамика (не путать с чувствительностью колонки!) превышает 100 дБ — это уровень профессиональных сценических головок. Динамики для СЧ- и ВЧ-секций Jamo заказала у соседей — норвежской компании Seas и датской Scan Speak, и при этом, можем заверить, не скупилась. Среднечастотный излучатель Seas оборудован очень легким и жестким диффузором из магниевого сплава, а также имеющей высокую эффективность запатентованной неодимовой магнитной системой. Кроме того, на нем весьма гармонично смотрится серебристая «пуля» пылезащитного колпачка. Твитер здесь тоже не какой-нибудь, а завоевавший статус легенды Scan Speak Revelator. Его тканевый купол покрыт специальным составом, увеличивающим жесткость без ущерба для массы. На самом деле ВЧ-динамик слегка модифицирован по сравнению с заводским Revelator — если оригинальная версия обрамлялась довольно широким рупором, то здесь мы видим абсолютно плоский подиум скромного диаметра. Несколько слов об экране.

Это массивная плита толщиной 43 мм, склеенная из 7 слоев MDF и изогнутая под высоким давлением. Жесткость ее колоссальна! И хотя при данном акустическом оформлении виброустойчивость несущей конструкции не играет особой роли, нельзя не отметить тщательность подхода разработчиков. Видимо, чтобы подчеркнуть технологическую насыщенность своих АС, производитель предпочел шпону окраску ярких цветов: есть черный рояльный, насыщенный красный и солнечно-желтый. Завершающий штрих— слоеный (металл-MDF-металл) киль, как бы выходящий из твитера и так же, как и сам экран, опирающийся на постамент.

ЭКСПЕРТИЗА
Главное преимущество акустического экрана (кроме компактности, которую у таких АС нельзя всерьез рассматривать как плюс) — корректное воспроизведение низкочастотного диапазона. Спад АЧХ происходит более плавно, чем даже у закрытых корпусных АС: примерно 6 дБ на октаву, если верить заводским измерениям. То же относится к групповому времени задержки — оно меньше, чем у закрытых громкоговорителей, не говоря уже о фазоинверсных. На практике это выражается в тембральной достоверности и великолепной разборчивости басовых пассажей. Контрабас на пластинке Katie Melua «Piece by Piece», обычно звучащий на фазоинверсной акустике гулковато, здесь подается плотно, масштабно, с невероятно острой атакой. Не зря данный тип колонок по-английски называется Velocity Transducer, что означает «преобразователь скорости». В этом оформлении довольно сильно снижается маскировочный эффект, которым обладает НЧ-секция в любых фазоинверсных АС, что помогает наиболее аккуратно объединить чужие головки с фирменными буферами Jamo. Можно говорить о филигранной стыковке излучателей. Нюансы вокального диапазона и фактура перкуссивных инструментов передаются великолепно — динамики, без сомнения, подобраны отлично! У открытых АС есть, правда, одна особенность, которая может показаться кому-то фатальной: их ни в коем случае нельзя ставить вплотную к стене, хотя форма именно на это и намекает. Ничего хорошего не получится, если отраженная составляющая (ведь акустика излучает и назад, в противофазе) не будет в достаточной степени ослаблена. Кроме того, для правильной работы колонкам требуется пространство — вносить такую пару в комнатку площадью 20 м2 совершенно нет смысла. В идеале Jamo R909 нужно размещать в акустически подготовленном зале от 40 м2, однако основное значение все же имеет акустическая обработка, а не площадь.

Итог: флагман получился более чем достойный. Jamo R909 без колебаний можно поставить в один ряд с топовыми моделями лучших мировых производителей.

Плюс: острое и пластичное отображение басового диапазона

Минус: большая масса, высокая цена

Вердикт: уникальная акустика, требующая «взрослого» восприятия звука, — чтобы правильно ее принять, надо перерасти фазоинверсный бас